Установочное совещание по проекту «Прогноз возможных экологических последствий добычи сланцевого газа в Европе» (12 апреля 2013 года, г. Москва)
Заместитель начальника Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа - начальник Управления энергосбережения и экологии ОАО «Газпром» А.Г. Ишков и Президент Неправительственного экологического Фонда имени В.И. Вернадского, член комитета Европейского делового конгресса «Промышленность и строительство» В.А. Грачев провели установочное совещание по проекту «Прогноз возможных экологических последствий добычи сланцевого газа в Европе», которое было инициировано Европейским деловым конгрессом. В совещании приняли участие управляющий директор E.ON Exploration & Production GmbH, профессор, доктор наук Петер Райхетседер, декан геологоразведочного факультета Горно-геологического университета им. «Св.Ив.Рильского» в Софии Ефросима Занева-Добранова, исполнительный директор Экологической общественной организации «ГРИНЛАЙТ» в Чешской Республике Виктор Марчук, представители ФГУП «Гидроспецгеология», Всероссийского научно-исследовательского института гидрогеологии и инженерной геологии, эксперты, которые работают над проблемой экологичности добычи сланцевого газа в мире.
А.Г. Ишков в своем докладе представил общую информацию в виде обзорной схемы добычи природного газа и сланцевого. Видно, что обычный газ добывается вертикальными скважинами, а сланцевый газ - разрывомгидропластов. Он отметил, что для добычи сланцевого газа необходимы большие затраты земельных ресурсов, необходимы квадраты бурения. Например, в США пробурено примерно 16 000 скважин. Новое бурение скважин и закрытие истощённых скважин составляет около 1000 штук в год. Это приводит к сокращению сельскохозяйственных, лесных и других земель. Кроме того, при добыче сланцевого газа удельные выбросы парниковых газов на 1000 м3 на 30-40% выше по сравнению с добычей традиционного газа. Он представил пять возможных экологических последствий добычи сланцевого газа: это и загрязнение водоносных слоёв высокотоксичными веществами и поверхностных водоёмов сточными водами, выбросы метана в атмосферу, и повышение радиоактивного фона в районах добычи, и увеличение вероятности землетрясений, и изъятие из оборота значительных земельных и водных ресурсов.
М.Д. Адилова, заместитель начальника отдела разработки сводных прогнозов Управления перспективного развития Департамента стратегического развития ОАО «Газпром», уделила внимание положительным сторонам сланцевого газа. Она отметила, что многие компании работают над тем, чтобы проводить разрыв пласта не с использованием химической жидкости, а с использованием газа. Возможные успехи в этом направлении могут решить одну из проблем, касающихся экологии при разработке добычи сланцевого газа. По этому поводу Райхетседер Петер, управляющий директор E.ON Exploration &Production GmbH, добавил, что из-за увеличения добычи сланцевого газа в США значительно уменьшилось использование угля в производстве электроэнергии, что положительно влияет на экологические показатели.
А.М. Жарков, заведующий отделом ФГУП «ВНИГРИ», заметил, что нефтяники оценивают начало добычи сланцевого газа как прорыв в нефтяной геологии: «Это явление передовое, важное для понимания геологической природы и мирового хозяйства. Но нужно принимать определённые экологические ограничения, чтобы эти явления были в рамках цивилизованного пространства». В связи с этим он предложил создать экспертную группу по контролю за разработкой конкретных программ по добыче сланцевого газа в Европе, и эта идея была поддержана всеми участниками.
Виктор Марчук, исполнительный директор Экологической общественной организации «ГРИНЛАЙТ» в Чешской Республике, вспомнил одну из главных фраз, которая может отражать, что же такое экологический подход к любым действиям человека, – это: «не делать шагов, последствия которых мы понять не можем».