36-й мировой конгресс по офтальмологии
16-19 июня 2018 г. в Барселоне прошел 36-й мировой конгресс по офтальмологии (36th World Ophthalmology Congress), который собрал более 12 млн делегатов из 140 стран со всего земного шара. Конгресс проходил в Международном выставочном центре (the Fira Gran Via conference center), занимающем большие площади, на которых были развернуты залы для пленарных заседаний, более 150 сессий и огромный холл для выставки медицинского оборудования. Были также развернуты залы для проведения вет-лабов, где практикующие офтальмологи могли освоить различные хирургические технологии.
Выставочный Центр (Fira Gran Via conference center), где проходил 36-й мировой конгресс по офтальмологии
Традиционно мировой конгресс по офтальмологии проходит каждые два года (первый конгресс прошел в 1857 г.), но неизменно на разных континентах (так, предыдущие конгресс проходили в Японии и Мексике, а следующие планируются в Южной Африке, а затем в Австралии). Президент конгресса Hugh R. Taylor, AC, MD 16 июня приветствовал участников и рассказал о значимых проектах в области изучения зрения и офтальмопатологии. В конгрессе приняли участие ведущие эксперты в различных областях офтальмологии со всего земного шара.
В Выставочном Центре (Fira Gran Via conference center), были развернуты более 200 стендов ведущих производителей медицинского оборудования и фармакологических препаратов для лечения глаз.
36-й мировой конгресс включал в себя 350 сессий по всем направлениям офтальмологии и организации офтальмологической службы, было также проведено 36 заседаний национальных офтальмологических обществ.
В работе конгресса акцент был сделан на новейшие технологии и перспективы в лечении и диагностике глазных заболеваний, коррекции зрения, образования и развития фундаментальных исследований в области охраны зрения. Большое внимание уделено проблемам генетических исследований и персонализированной медицины. В многочисленных докладах освещались новые технологии микроинвазивных методов хирургического лечения глазных заболеваний. Большое внимание было уделено проблемам образования и освоения хирургической техники молодыми специалистами.
В Выставочном Центре (Fira Gran Via conference center) проходили многочисленные семинары, где перед слушателями выступали ведущие мировые эксперты, а также различные вет-лабы, где можно было совершенствовать свои профессиональные навыки.
Заведующая консультативно-диагностическим отделением Центра офтальмологии ФГБУ ГНЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России профессор Курышева Н.И. была приглашена с научным докладом на симпозиуме, посвященном перспективным исследованиям в области лечения глаукомы “Эффективность СЛТ в лечении первичной закрытоугольной глаукомы” (“Efficacy of SLT in primary Angle-Closure Glaucoma : a long-term observation study”).
Доклад проф. Курышевой Н.И. на сессии, посвященной перспективам
в лечении глаукомы.
В своем докладе она остановилась на важности новых альтернативных путей лечения первичной закрытоугольной глаукомы (ПЗУГ) как ведущей прчины необратимой слепоты во всем мире. Проф. Курышева Н.И. подчеркнула, что традиционные хирургические методы, такие как факоэмульсфикация катаракты, синустрабекулэктомия и гоносинехиолизис, сопряжены с большим риском хирургических осложнений. Поэтому применяемый в КДО Центра офтальмоогии методв последовательно выполняемых лазерной иридотомии (ЛИТ) и селективной лазерной трабекулопалстики (СЛТ) является весьма перспективным. Опыт, о котором рассказала докладчик, на сегодня единственный мире, поскольку насчитывает около 10 лет. Имея большую базу клинических наблюдений, сотрудники КДО Центра офтальмологии ФМБА имели возможность определить показания и противопоказания к проведению предложенного алгоритма лечения ПЗУГ.
Доклад был воспринят с большим интересом присутствующими докторами из разных стран мира. Проф. Курышева Н.И. ответила на вопросы, касающиеся, главным образом, преимуществ предложенного метода лечения ПЗУГ над экстракцией прозрачного хрусталика, которая, как показали многоцентровые исследования, является весьма перспективным. Проф. Курышева Н.И. подчеркнула, что лазерные методы являются более выгодными с экономической точки зрения и более доступными для широкого круга пациентов.
Другие доклады на этом симпозиуме были посвящены новым направлениям в медикамегтозном лечении, в частности аналогами простагландинов (A.Yamomomotu, Япония), где было показано, что основой разработок является поиск путей снижения количества побочных эффектов препаратов. В этой связи представляет интерес поиск наиболее безопасных путей доставки лекарств.
В следующем докладе, посвященном проблемам Регуляции ретинальной микроциркуляции, автор остановился на аспектах, вызвавших большой интерес слушателей, Это был доклад из Японии “Гены, регулирующие функцию эндотелия”. Автор подчеркнул, что в настоящее время известно 145 таких генов. Основной из них – Tmod3 – задействован в патологическом ангипоксиогенезе, а другой – miR-145 –ген, который может регулировать этот процесс. Поиск генов, участвующих в физиологии и патофизиологии гипоксии сетчатки – очень перспективное направление в плане лечения целого спектра тяжелой офтальмопатологии.
В продолжении темы проф. Zhu рассмотрел различные варианты экспрессии генов на гипоксию – острую и рецидивирующую. Докладчик подчеркнул, что экспрессию генов вызывают именно низкие дозы гипоксии. Уже через неделю после случившейся гипоксии не стоит ожидать какого-либо ответа на лечение. По этой причине активно изучаются различные фенотипы гипоксии с применение ЭФИ, в частности – повторяющаяся гипоксия: repetitive hypoxic preconditioning (RHP), например, на фоне курения и стрессов, когда имеет место повторяющаяся гипоксия, и, следовательно, любое нейропртекторное лечение будет действовать не так, как в случае острой гипоксии).
Большое внимание было уделено ультразвуковым и лазерным диагностическим технологиям.
С докладами выступили такие видные ученые, как F.Aptel (France), J.Charlier .(Великобритания), Nolan W.(Великобритания) и др.
На сегодняшний день ультразвуковые методы являются скрининговыми, т.е. позволяющие выявлять заболевания на ранних стадиях. Они позволяют измерять с помощью УЗ-биометрии до десятых долей миллиметра толщину роговицы, глубину передней камеры, толщину хрусталика, длину ПЗО (переднезадний) размер глазного яблока при нарушениях рефракции, толщину внутренних оболочек, высоту промененции диска зрительного нерва, определение размеров внутриглазных опухолей и подобных образований глазного яблока, измерять толщину зрительного нерва и глазодвигательных мышцы, величину инородных тел; определять местонахождения хрусталика при вывихах и подвывихах. Оценить степень и характер изменений в стекловидном теле при дегенеративно-дистрофических, воспалительных процессах, ретинопатии недоношенных, травмах; выявлять врожденные аномалии развития органа зрения и вариантов развития (колобомы ДЗН, сосудистой оболочки).
На конгрессе много внимания было уделено оценке состояния зрительного нерва при папиллитах, ретробульбарных невритах, нейрогенных опухолях и глаукоме. Метод позволяет также выявлять опухоли орбиты и придаточного аппарата глаза и оценивать инородные тела в глазном яблоке и орбите после проникающих ранений, выявлять структурные изменения после контузий. Наконец, важным аспектом УЗВ является диагностировать эндокринопатии и сследовать кровоток в триплексном режиме в сосудах глаза и орбиты при ишемических поражениях зрительного нерва (атеросклероз, сахарный диабет, анализировать опухолевый кровоток в новообразованиях глаза и орбиты, проводить диагностику каротидного соустья, тромбоза орбитальных вен, сосудистых мальформаций_.
Исследование проводится при закрытых веках, абсолютно безболезненно и не причиняет пациенту никакого дискомфорта.
N.Bruel (Великобритания) подчеркнул, что ультразвуковая диагностика значительно улучшает обследование пациентов с непрозрачными оптическими средами глаза. Лучше всего, если данный вид исследования выполняет хирург, который будет оперировать пациента, а не специалист диагностического отделения. Во время исследования хирург может полностью оценить состояние пациента, что позволяет оптимизировать выбор тактики его лечения. Если оборудование для УЗИ установлено в кабинете хирурга, оно используется намного чаще и не требует лишних затрат времени на подготовку к работе. В отличие от офтальмоскопии, выполнение УЗИ не следует доверять среднему медицинскому персоналу. Понимание физических принципов взаимодействия ультразвуковой энергии и тканей организма необходимо для проведения точной ультразвуковой диагностики. В офтальмологии используется отраженный ультразвуковой эхо-импульс. Короткие ультразвуковые импульсы имеют частоту 10 МГц и более, центральная частота повторения импульсов равна 1-5 кГц, что позволяет датчику зафиксировать отраженный эхо-сигнал. Знание средней скорости распространения ультразвуковой энергии в тканях (~1540 м/с) дает возможность рассчитать в реальном времени и отобразить на плоском дисплее расстояние между датчиком и отражающей эхо структурой в двухмерной проекции (2D). Ультразвуковая волна отражается и преломляется на границе между средами различной акустической плотности. Если поверхность датчика с пьезоэлектрическим кристаллом имеет малый радиус кривизны, то глубина резкости пространственного изображения в точке фокусировки будет недостаточной. Для длинного глаза (25 мм) требуется более однородная фокусировка для получения соответствующей глубины резкости. Широкий пучок ультразвуковых волн (3 мм при уровне в 6 дБ) характеризуется недостаточно высоким латеральным разрешением. Изображения мишеней, расположенных на близком расстоянии, двоятся на дисплее, а расположенных далеко от датчика кажутся размазанными в латеральных областях. Такие погрешности неизбежны, если не использовать компьютерную сонографию, но она в настоящее время недоступна для выполнения УЗИ в офтальмологии. Аксиальное разрешение зависит от частоты, при более высокой частоте оно выше. Более высокие частоты легче поглощаются биологическими структурами, поэтому нужна большая мощность для обеспечения чувствительности к слабому эхо-сигналу. Риск развития катаракты определяет максимальную мощность, которую можно использовать безопасно. На практике специалисты пришли к компромиссу, что следует использовать ультразвук с частотой 10-20 МГц и аксиальное разрешение примерно 0,15 мм, что на порядок выше латерального разрешения.
На конгрессе были рассмотрены УЗВ-установки разных производителей.
В докладе M.Pueck (Франция) были рассмотрены сложные клинические ситуации с применением ультразвуковой биометрии. Метод позволяет визуализировать заднюю камеру глаза с отростками цилиарного тела, что невозможно с использованием ОКТ переднего отрезка глаза из-за эффекта экранирования радужки.
На секции, посвященной диагностике заболеваний зрительного нерва было сделано четыре доклада. В первом докладе, посвященном визуализации слоя нервных волон сетчатки (СНВС), который сделал ведущий французский глаукоматолог Жан Ренард, было подчеркнуто, что на сегодня мало, что известно о ретинальной микроциркуляции при глаукоме и недостаточно разработаны критерии оценки эффективности нейропротекторного лечения. По мнению автора, развитие глаукомной оптиконейропатии не связано с сосудистыми нарушениями в сетчатке и зрительном нерве. Другие авторы, напротив, предполагают, что повреждение микроциркуляторного русла сетчатки может иметь место уже на ранних этапах заболевания, объясняя гибель нейрональных структур в перипапиллярной сетчатке и макуле.
Автор подчеркнул, что благодаря внедрению спектральной ОКТ появилась возможность получать изображения, расположенные на большой глубине (EDI), и таким образом визуализировать переднюю поверхность решетчатой мембраны (РМ) склеры, оценивать ее в трех измерениях (3D), а также измерять ее толщину. Кроме того, авторами разработан специальный метод получения 3D изображений РМ, причем анализу подвергались только зоны с установленным достоверным качеством получаемых изображений. Для этого авторы вручную определили область сканированного изображения, которая может быть достоверно сегментирована, и измерили толщину РМ только в этой области. Передняя поверхность РМ была определена по наличию пор, через которые проходят волокна зрительного нерва, а задней границе соответствовала та область сканирования, где поры переставали быть видимыми. Далее отмечали точки на передней и задней поверхностях РМ, используя 12 изображений B-сканов, чтобы создать каркасную модель решетчатой мембраны склеры. С применением данной технологии авторы оценили нейропротеткорное лечение препаратом Цераксоном на крысах и получили удовлетворительные результаты, демонстрирущие нейропротекторное действие препарата.
На конгрессе присутствовала атмосфера единодушие, творческого интереса к обсуждаемым проблемам, возможность диалога и обмена ценным профессиональным опытом присутствующих ученых и офтальмологов, а также организаторов здравоохранения и представителей индустрии в области охраны зрения.